Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Селис Маргарита Андреевна,
заведующая Центром развития ребёнка-детским садом № 26,
почётный работник общего образования РФ,
лауреат премии мэрии Москвы в области образования,
руководитель Ресурсного центра «Я и мир»

Ресурсный центр «Я и мир»
 

Государственное образовательное учреждение  Центр развития ребёнка- детский сад  № 26 Южного окружного управления образования, на базе которого создан Ресурсный центр «Я и мир»,  был открыт в 1976 году.

Несмотря на то, что детскому саду уже 34 года, при входе в него забываешь о его солидном возрасте: просторные, светлые  комнаты;  разнообразные игрушки, привлекательные для детей, современные  и  народные; уголки живой природы, сенсорная комната, «Горенка» …
 

В настоящее время в образовательном учреждении создан уникальный коллектив единомышленников инновационного типа, владеющих современными подходами к воспитанию и развитию детей Это не просто коллектив педагогов, имеющих профессиональное образование, но профессионалов по существу, четко представляющих, что включает в себя понятие «педагогическая поддержка», и на деле осуществляющих именно педагогическую поддержку каждого ребенка.

 Центр развития ребёнка- детский сад № 26 – это дом, в котором все, и взрослые, и дети чувствуют себя как дома, хорошо и уютно. Каждый педагог детского сада имеет возможность раскрыть свои таланты; это рождает стремление двигаться вперед.  Дети, нехотя уходят из детского сада по вечерам, а, уходя в школу, возвращаются вновь в детский сад сначала на праздники, а затем, повзрослев, приводят в любимый детский сад своих детей.

Нам было приятно узнать, что участвуя  в интеллектуальном марафоне «Знай-ка», и строя город будущего, дети предложили построить не только «конфетный завод» и «завод мороженого», но и детский сад -такой же, по их словам, хороший, как и наш! 

Педагогический коллектив детского сада планомерно проводит работу по совершенствованию образовательного процесса.

С момента открытия детский сад всегда отличал поисковый,  инновационный характер. Центр развития ребёнка- детский сад № 26 является городской экспериментальной площадкой Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, разрабатывает одну из актуальных проблем дошкольного образования – формирование и развитие системы детской деятельности на основе приобщения дошкольников к истокам традиционной отечественной культуры в условиях современного детского сада.

Но начиналось все задолго до этого…

Над вопросами построения системы детской деятельности коллектив детского сада начал работать много лет назад, отрабатывая модель внедрения комплексной программы «Наследие» (автор - М.Ю.Новицкая, кандидат филологических наук). Благодаря этому, в детском саду сложилась определенная система работы по введению детей дошкольного возраста в традиционную отечественную культуру.

Вся  работа строится на основе народного календаря. В календарных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, великолепно изобразительно-прикладное мастерство, связанное с календарными праздниками и буднями. Народный календарь упорядочивает систему детской деятельности, наполняет содержанием каждый прожитый детьми день, питает их событиями.

Размышляя над культурой пестования детей дошкольного возраста, педагоги детского сада задумались о сущности понятия «педагогическая поддержка». Педагогическая поддержка центрируется на главном - на личности ребенка с учетом его индивидуальных способностей. Она предполагает деятельность педагога не безразличного к проблемам каждого ребенка, который профессионально владеет средствами их развития. Принципиально важным в работе нашего учреждения является глубокое знание педагогами и специалистами особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей; создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги учреждения особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.
Особую значимость приобретают нравственные и духовные идеалы педагогов, установление межпоколенных связей, формирование у молодых родителей и их детей уважительного отношения к семейным, государственным традициям и культурно-историческому наследию.
Большое внимание  педагоги уделяют  музейной педагогике.

В детском саду много лет работает клуб «Юные путешественники» Ежемесячно дети старшего дошкольного возраста вместе с родителями посещают различные музеи г. Москвы. Каждый ребенок на выходе из детского сада имеет представления о достаточно большом количестве (около 20)  музеев различной направленности.

Разработанная педагогами детского сада программа по музейной педагогике включает тематические циклы художественно-творческих занятий, направленных на подготовку  детей к посещению музея. Такая работа очень важна для ребенка-дошкольника, помогает приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны.

Руками педагогов и родителей воспитанников детского сада создана «Горенка», своеобразный музей русского быта - давняя мечта коллектива. В «Горенке» все дети  с удовольствием знакомятся с русским бытом, традиционной  культурой, ощущают естественность ее жизненной основы.

Во время встреч с педагогами  Букреевой Л.А.,  Алешиной В.Д. и Сафрошиным И.В. - интересными, увлеченными людьми, - на посиделках, праздниках, досугах, во время игр и занятий, дети узнают о самых различных сторонах жизни русского народа.
Ежемесячно для всех детей детского сада открыта музыкальная гостиная. Музыкальные руководители Калмыкова Л.Н., Колмогорова Г.В. очень тонко помогают детям погрузиться в мир звуков и  ощутить радость от общения с шедеврами мировой классической музыки. Мы стараемся, чтобы живая классическая музыка постоянно  воздействовала на душу ребенка и сопровождала его  в будущем. Радостными моментами  в жизни наших воспитанников стали встречи со своими сверстниками – учениками музыкальной школы. После таких встреч у многих  детей появилось желание обучаться игре на музыкальных инструментах,  часть из них поступили в музыкальные школы и студии.

В системе  эстетического образования театр, пожалуй, то «золотое сечение», в котором есть все направления художественно- эстетического воспитания: литература, музыка, изобразительное искусство, танец.  Наш фестиваль «Золотая маска» активизирует интерес детей к искусству театра и искусству в целом, развитию памяти, внимания, творчества. Даже самые маленькие принимают участие в этом фестивале…                                                     

На протяжении длительного времени коллектив детского сада работал вместе с Н. В. Дуровой, кандидатом педагогических наук, сотрудником Института языкознания РАО. Была проведена большая работа по созданию и экспериментальной проверке единой программы изучения родного и иностранных языков. Наталья Валентиновна нашла много общих точек языкового соприкосновения, постоянно подчеркивала развивающую ценность «первых встреч» детей с иностранными языками.

В детском саду все дети изучают одновременно два иностранных языка - английский и немецкий. Нужно видеть, с каким удовольствием дети изучают иностранные слова, детский фольклор, разучивают народные игры. Школьные педагоги из года в год отмечают, что выпускники детского сада, начиная обучение в школе, очень быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного, многие так и продолжают в дальнейшем факультативно изучать второй язык в школе № 1245 с углубленным изучением иностранного языка.

Изостудия детского сада, руководителем которой является А.П. Аверьянова, которая одна из первых в 1997 году получило звание «Лучший педагог города Москвы». Наши воспитанники  сада неоднократно являлись победителями окружных и городских  выставок детского творчества . Работы детей публикуются в качестве иллюстраций в книгах и брошюрах, выпускаемых в связи с празднованием различных знаменательных дат.  Опубликована авторская программа А.П. Аверьяновой «Родничок», в основу которой положено обучение детей дошкольного возраста изобразительной деятельности на основе ознакомления с народно- прикладным искусством.

Благодаря усилиям воспитателя по физической культуре Е.А. Поповой, наши воспитанники ежегодно становятся победителями окружных конкурсов «Веселые старты»,  «Папа, мама, я - спортивная семья», «Фитнес - фестивалей», «Мой веселый звонкий мяч».

На занятиях по физической культуре дети получают эмоциональный заряд бодрости, растут подвижными и веселыми, у них воспитывается культура движений и  умение  преодолевать трудности.

Вся многолетняя работа коллектива детского сада нашла выражение в проекте,  представленном  на первом городском конкурсе «Детский сад будущего» в 2007 году и занявшем первое место. В проекте была представлена инновационная модель дошкольного образовательного учреждения, объединяющая службы различной функциональной направленности, отвечающая интересам и способствующая развитию каждого ребенка дошкольного возраста, проживающего в микрорайоне; получению каждым малышом  первого положительного социального опыта. Нашу модель мы назвали РОДИНА -Российская Открытая Детско-родительская Интегрированная Научно-практическая Ассоциация.

Заявленная инновационная модель в структурном отношении включает такие подразделения, как собственно детский сад, имеющий различные группы (возрастные, четыре адаптационные группы кратковременного пребывания), Лекотеку, Центр игровой поддержки ребёнка, Консультативный пункт, Службу ранней помощи. Такое учреждение, объединяющее науку и педагогов, способных оказать своевременную, индивидуальную, территориально доступную помощь и поддержку   семьям, имеющим детей дошкольного возраста, становится настоятельной потребностью в современных российских условиях. Я уверена, что создание подобных учреждений  в Москве, других городах РФ не только положительно повлияет на увеличение количества детей, охваченных государственной системой дошкольного образования, но и позволит квалифицированно осуществить личностно-ориентированный подход каждому ребёнку.

В пилотном проекте «Московское образование: от младенчества до школы» мы представляем Ресурсный центр «Я и мир». Название ресурсного центра – "Я и мир" отражает основную цель проекта: с одной стороны, необходимо ознакомить детей с самыми разными сторонами окружающей жизни, помочь им, по словам Л.С.Выготского,  «врасти в культуру», познакомиться и полюбить свою Родину, научиться жить по общепринятым в обществе нормам и правилам, с другой стороны –  взрослые должны помочь детям  проявить свою индивидуальность.

От нас во многом зависит, каким шагнет в большой мир человек: гордецом, не признающим собственных ошибок и не имеющих друзей, страдальцем, втянувшим голову в плечи или оптимистом, весело и открыто смотрящим в будущее и готовым к новым открытиям. Я уже сказала, что в РЦ работают специалисты, знакомящие детей с самыми разными проявлениями действительности: педагоги, психологи, социальные педагоги,  лингвисты, фольклористы, этнографы, художники.

Наша задача – дать возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, спровоцировать его интересы, а ребенок сам покажет педагогам,  к чему лежит у него душа. Профессионализм педагогов заключается в том, чтобы подхватить этот интерес и помочь ребенку проявить себя в нем. Причем, это относится и к здоровым детям, и к одаренным, и к детям с «особыми» потребностями.

В настоящее время ГОУ ЦРР - детский сад № 26 посещают 310 детей (для сравнения в 2007 – 160). В Центре развития ребенка работают 8 возрастных  групп  и 4 группы кратковременного пребывании; открыты  2 консультативных пункта, лекотека, служба ранней помощи, Центр игровой поддержки ребенка.

Все структурные подразделения связаны между собой, взаимодействуют и, исходя из особенностей развития каждого ребенка и проведенной диагностики,  специалисты РЦ разрабатывают  для детей индивидуальный образовательный маршрут.

Работа в Ресурсном центре «Я и мир» строится по четырем направлениям:

  • «Я и природа – крепкое здоровье»;
  • «Я и моя семья – родные люди»;
  • «Я и мои сверстники – добрые друзья»;
  • «Я и мое Отечество – великая сила»

Все эти направления вбирают в себя тот необходимый минимум, который так важен для социального развития ребенка дошкольного возраста.
Безусловно, все направления взаимосвязаны. Так, например, по направлению «Я и моя семья – родные люди»  в течение года педагоги совместно с семьями воспитанников принимали участие в различных конкурсах, семейных фотовыставках, были подготовлены материалы  и  проекты «Наша творческая семья», «Я шагаю по Москве», «Совместный отдых» и др., подготовлен литературный-образовательный проект детского сада и семьи по творчеству К.И.Чуковского «Страна Чуккокала», который включал совместное изучение произведений писателя, инсценировку отдельных произведений Чуковского, заседание детско-родительского клуба, подготовку и оформление сборника семейных кроссвордов «Любимые сказки К.И.Чуковского», а также сборника «Иллюстрируем произведения К.И.Чуковского».

Полученные результаты становятся достоянием широкой педагогической практики  благодаря таким формам работы Ресурсного центра, как  разработка, издание и презентации методической литературы. Это пособия, содержащие инновационные технологии и направленные на развитие и здоровьесбережение детей; современные дидактические материалы и  рекомендации для работы с детьми  раннего и  дошкольного возрастов с  учетом новых форм организации дошкольного образования  - по проведению курсов повышения квалификации для методистов окружных управлений образования, руководителей, старших воспитателей и педагогов  детских садов, проведению научно-практических семинаров, круглых столов, мастер-классов, просветительской работе среди родителей с использованием  выступлений  в СМИ  по актуальным  проблемам воспитания детей.

Мы принимаем участие в эстафете педагогического мастерства,и эти недели, сложившиеся в месяцы, открытой системы лучших детских садов города Москвы, становятся лучшей школой практики. Замечательное начинание департамента образования! Вообще Москва с открытием пилотного проекта живет с другим инновационным импульсом.

Уже так много сделано! В одном нашем Ресурсном центре – 32 детских сада , которые работают в инновационном режиме. Мы все учимся друг у друга. Так много педагогических находок, совершенно иных подходов к проблеме социализации детей.

Радует наша Лекотека. В ней, благодаря педагогам, меняются наши дети.

Огромное спасибо за заботу о нашем учреждении Южному окружному управлению образования. Для нас очень важно, что Нина Минько и Валентина Кленяева  поддерживают любое наше начинание, оказывают моральную и материальную поддержка.

Руководители ЮОУО не просто интересуются результатами проекта, но и сами принимают участие  в работе.

Аверина Наталья Леонидовна
старший воспитатель Центра развития ребенка – детского сада № 26,
почётный работник общего образования РФ

На повестке дня - социализация детей

Как показал наш опыт работы, образовательная модель, предлагаемая детским садом, действительно создает условия для получения каждым ребенком первого положительного опыта социализации. В условиях инновационной модели детского сада каждый ребенок получает возможность, независимо от своих особенностей находиться в коллективе сверстников и приобретать определенный социальный опыт.

Усилия педагогов, психологов и других специалистов Ресурсного центра «Я и мир» обеспечивают столь необходимое в детском возрасте объединение детей в группы и подгруппы с учетом их личных симпатий и предпочтений, а это в свою очередь, способствует формированию у них чуткости, симпатии к другим людям, в том числе к детям, имеющим те или иные особенности в развитии. Одновременно они проводят раннюю диагностику различных нарушений в развитии детей и на её основе выстраивают программы по их своевременной коррекции. Большое внимание педагоги уделяют созданию условий для максимальной самореализации детей, всемерной поддержки их возможностей, всё это способствует мягкой и естественной интеграции их в общество. Этот путь особенно актуален для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (особые образовательные потребности).

Большинство родителей первоначально обращаются в консультативный пункт, специалисты которого стараются помочь им по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей. Организация психолого-педагогической помощи родителям здесь строится на основе интеграции деятельности воспитателя, педагога - психолога, учителя - логопеда и других специалистов.

Взаимодействие с родителями и детьми проводится в различных формах: групповых подгрупповых, индивидуальных. Одна из эффективных форм - обучающие игровые сеансы, цель которых - ознакомить родителей с различными методиками, программами развития детей, а также с новейшими игровыми развивающими материалами.
Многие дети, посещающие консультативный пункт, затем становятся нашими воспитанниками. Сравнительный анализ данных относительно адаптации детей, посещавших консультативный пункт, и не посещавших его показывает: дети, имевшие возможность, хотя бы ненадолго погрузиться в атмосферу детского сада, слегка расширить свои социальные контакты, легче адаптируются в новых для них условиях.

Для нас не менее важно выявляение отношения родителей к детскому саду. Наши исследования показывают, что родители, посещавшие со своими детьми консультативный пункт, более готовы к изменению социальной ситуации для ребенка. Они более спокойны, зная, что ожидать; более открыты; более контактны, понимают, что происходит с их малышом, знают, как вести себя в период адаптации. Помня об основной задаче консультативного пункта - помощи родителям по различным вопросам развития ребенка, оказании содействия в социализации детей, мы считаем, что консультативный пункт вносит свою лепту в этот процесс.
 

Если ребенок не может посещать ясли или детский сад в силу каких-либо психологических особенностей, родителям предлагается посещать Центр игровой поддержки ребёнка, основная цель которого подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ, а одна из задач - оказание содействия родителям в социализации детей раннего возраста на основе игровой деятельности. ЦИПР в нашем детском саду посещают родители с детьми от 1 года до 2 лет.
С детьми проводятся занятия по изобразительной деятельности, музыке, общему развитию, развитию двигательной активности.

На занятиях мы стараемся увеличивать социальную активность малышей, развивать у детей доверие к взрослому (педагогу), создаем ситуации, или даем малышу такие задания, решение которых требует от ребенка проявления самостоятельности или помощи от педагога, а не от мамы. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми происходит, на наш взгляд, получение ребёнком первого положительного опыта социализации.

Совместное посещение ЦИПРа малышами и родителями не только сказывается благоприятным образом на развитии ребёнка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной связи с детьми. После посещения ЦИПРа и консультативного пункта большинство детей приходят в адаптационные группы кратковременного пребывания, где решается одна из важных задач - всестороннее развитие ребенка, его ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения. И с этой задачей мы успешно справляемся.

Анализ данных, полученных нами в ходе работы, наглядно свидетельствует о том, что посещение детьми группы кратковременного пребывания оказывает благоприятное влияние на степень адаптации детей к поступлению в младшую группу детского сада, уровень заболеваемости и общее развитие ребёнка.
Кроме этого, следует отметить, что эти дети заметно чувствительнее к воздействию взрослого, эмоциональнее, легче вступают в контакт, у них лучше развита речь, а также навыки общения со сверстниками.

В нашем дошкольном учреждении открыта и лекотека - служба игровой поддержки и психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями развития. Одной из главных целей её работы стала социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Эти задачи решаются через различные формы работы с детьми и их родителями.

Опыт работы нашего детского сада - Ресурсного центра «Я и мир» показывает, что открытие таких центров, в которых объединены как структурные подразделения новые формы дошкольного образования, способствует увеличению контингента детей, охваченных государственной системой дошкольного образования, так как родители получают возможность выбора удобной для них и адекватной потребностям ребенка организационной формы его пребывания в ДОУ, определению для каждого ребёнка индивидуального образовательного маршрута, индивидуального стиля социализации, повышению профессиональной компетентности педагогов, которые имеют возможность выбирать формы, методы и средства, необходимые конкретному ребёнку в конкретных условиях.

В целом, работа РЦ «Я и мир» позволяет каждому ребёнку получать свой первый положительный опыт социализации, успешно адаптировать к жизни в социуме большое количество детей, имеющих проблемы в развитии, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.

 

Статья опубликована в газете "Учительская газета". - № 23 (10312). - 8 июня 2010 г.

публикации детского сада 26