Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Маргарита СЕЛИС

Ни дня без науки

Маргарита СЕЛИС, заведующая детским садом №26:

 — Мы победили в конкурсе «Детский сад будущего», и это нас порадовало. Победа стала подтверждением правильности той работы, которую мы ведем вот уже несколько лет. Ошибаются те, кто думает, будто детский сад —  это несерьезное учреждение, на самом деле от работы детского сада зависит, пожалуй, вся жизнь ребенка, то, насколько он станет успешным в школе, то, как он будет справляться с многочисленными жизненными сложностями, да то, каким он станет во взрослой жизни, какую профессию выберет, какой будет его семья, наконец, как он воспитает собственных детей. Просто там такую сложную, многофакторную задачу не решить, поэтому мы, конечно, обратились к ученым.

Над системой построения детской деятельности коллектив нашего детского сада начал работать много лет назад, отрабатывая модель внедрения комплексной программы «Наследие» (автор — кандидат филологических наук М.Новицкая), которая была программой введения детей в русскую культуру. Именно тогда, размышляя над культурой пестования детей дошкольного возраста, мы всерьез задумались над тем, в чем сущность понятия «педагогическая поддержка», и пришли к выводу, что педагогическая поддержка помогает развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, предполагает деятельность педагога, не безразличного к проблемам каждого ребенка, профессионально владеющего средствами его развития. Тогда мы поняли, что принципиально важным в нашей работе должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований; создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

В течение длительного времени под руководством М.Новицкой мы работаем над созданием модели детского сада с этнокультурным компонентом на основе традиционной отечественной культуры. Сегодня в нашем детском саду уже сложилась система введения детей дошкольного возраста в русскую народную культуру, которая строится на основе народного календаря. В календарных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества, в них проявляется опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, используется великолепное изобразительно-прикладное мастерство, связанное с календарными праздниками и буднями. Народный календарь упорядочивает детскую деятельность, наполняет содержанием каждый прожитый детьми день, питает их событиями.

Особую значимость приобретают нравственные и духовные идеалы педагогов, принятие ими духовно-нравственной отечественной культуры, желание обогатить своих воспитанников знаниями в области народной культуры. Подбор высоконравственной, квалифицированной педагогической команды для работы с детьми необычайно важен. Все члены нашего коллектива стремятся к активному проявлению своей гражданской позиции в профессиональной деятельности, а ее основная цель  — гражданско-патриотическое воспитание детей, установление межпоколенческих связей на основе проявления духовно-нравственных качеств личности, формирования у молодых родителей и их детей уважительного отношения к семейным, государственным традициям и культурно-историческому наследию.
Особое внимание в работе нашего детского сада занимает музейная педагогика. Ежемесячно наши дети вместе с родителями посещают различные доступные для каждого конкретного возраста музеи Москвы. Поэтому каждый ребенок на выходе из детского сада имеет представление о разных московских музеях. Такая работа очень важна для ребенка-дошкольника, она помогает ему приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны.

Руками педагогов и родителей воспитанников детского сада создана «Горенка», своеобразный музей русского быта, —  так воплотилась в жизнь моя давняя мечта. В «Горенке» все наши дети с удовольствием знакомятся с русским бытом, традиционной народной культурой, ощущают естественность ее жизненной основы — бытовой повседневной деятельности людей в семье. Во время встреч с Людмилой Букреевой и Ильей Сафрошиным на посиделках, праздниках, досугах, играя, дети без какого-либо напряжения узнают о самых различных сторонах жизни русского народа, при этом все они раскрепощены, самостоятельны, активны.

Из мира народной музыки постепенно дети перемещаются в мир другой музыки. Л.Калмыкова очень тонко помогает всем воспитанникам и педагогам ощутить радость от общения с миром музыки.

Большую помощь педагогам оказывают работающие в нашем детском саду опытные психологи — Е.Дрождина, которая учится в аспирантуре МГУ и имеет два образования —  дошкольное и психологическое, С.Владимиров, выпускник психологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, работающий над составлением авторской программы психолого-педагогической поддержки через игровую деятельность. Логопеды М. Ларичева и Л.Лысикова стремятся помочь каждому ребенку, ведь не секрет, что результаты работы логопедов очень важны для самоутверждения ребенка в дальнейшей жизни.

В нашем детском саду есть центр игровой поддержки развития ребенка, цель которого —  психолого-педагогическая поддержка детей на основе использования современных и народных игровых технологий. В центре работают педагоги дополнительного образования — дефектологи Е.Морина и А.Котов, которые уделяют большое внимание развивающим играм. Благодаря существованию такого центра значительно обогатилась игровая среда детского сада, что особенно важно для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими задержки в развитии. Если учесть, что из приходящих в группу раннего возраста детей 80 процентов имеют различные задержки в развитии, то профессиональная поддержка, консультации, помощь педагогов-дефектологов крайне необходимы как воздух не только детям, но и их родителям.

На протяжении длительного времени коллектив детского сада работал вместе с кандидатом педагогических наук, сотрудником Института языкознания РАО Натальей Валентиновной Дуровой над созданием единой программы изучения родного и иностранных языков и проверкой ее в ходе эксперимента. Наталья Дурова нашла много общих точек языкового соприкосновения, постоянно подчеркивала развивающую ценность «первых встреч» детей с иностранными языками. Наверное, впервые именно Дурова заговорила об интеграции и взаимодействии блоков.

В детском саду все дети изучают одновременно два иностранных языка — английский и немецкий. Н. Аверина, старший воспитатель детского сада, обучает детей немецкому языку, а Н. Нестеренко  — английскому языку. Они много лет работали с Натальей Дуровой, которая помогла сделать обучение малышей иностранным языкам радостным и интересным. Нужно видеть, с каким удовольствием дети изучают иностранные слова, детский фольклор, разучивают народные игры. Школьные педагоги из года в год отмечают, что выпускники нашего детского сада, начиная обучение в школе, очень быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного, многие из них так и продолжают в дальнейшем факультативно изучать второй язык.

В детском саду ученица Дуровой Вера Бирич ведет занятия по обучению грамоте, ее интерес к русскому языку передается и детям, они с удовольствием постигают азы грамоты.

С 1998 года детский сад № 26 имеет художественно-эстетический приоритет развития воспитанников. В этом большая заслуга педагогов дополнительного образования — руководителя изостудии А.Аверьяновой и педагогов дизайн-студии В.Панфиловой и Т.Большовой. Александра Петровна Аверьянова заслуженно получила звание «Лучший педагог Москвы-97», а воспитанники нашего детского сада неоднократно становились лауреатами детских выставок на городском и окружном уровнях, их работы использовались как иллюстрации в книгах и брошюрах, выпущенных в связи с празднованием различных знаменательных дат. Кстати, во многом по итогам работы в нашем детском саду была выпущена книга Александры Петровны, в которой опубликована авторская программа «Родничок», в основу которой положено обучение детей дошкольного возраста изобразительной деятельности на основе ознакомления с народно-прикладным искусством.

На занятиях по физической культуре дети получают эмоциональный заряд бодрости, растут подвижными и веселыми. Благодаря усилиям Е.Поповой воспитанники детского сада ежегодно получают призовые места, участвуя в окружных конкурсах «Веселые старты» и «Папа, мама, я — спортивная семья».

Мы очень хорошо понимаем, что ребенок-дошкольник —  практик, а не теоретик. Если информация, которая преподносится ребенку, не проходит этапа практического, действенного усвоения (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и так далее), она не станет надежным, по-настоящему усвоенным знанием. Поэтому родителям, выбирающим, «чему» будут учить его ребенка, стоит озаботиться и вопросом, «как» это будут делать, насколько полноценным будет знание ребенка, насколько гармоничным будет его общее развитие, насколько оно будет соответствовать психологическим возможностям ребенка и учитывать перспективы его дальнейшего развития. Большое внимание в нашем детском саду уделяется проблеме формирования и педагогической поддержки развития системы детской деятельности (С.Новоселова) в условиях приобщения детей к истокам традиционной отечественной культуры. Разрабатывая эту проблему, детский сад в 2004 году вошел в состав городской экспериментальной площадки центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (научный руководитель — кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды И.Качанова).

Построение системы деятельности в нашем детском саду предполагает целенаправленную организацию особой предметно-развивающей среды, которая обеспечивает развитие ребенка, оборудование специальных помещений, ежедневное включение содержания этой работы в разные виды детской деятельности (организованные формы обучения и воспитания, изобразительная, музыкальная, художественная деятельность, самодеятельные игры, общение и так далее). Важно, что при этом детям предоставляются максимальные возможности и свобода выбора той деятельности, в которой они «проживают», «проигрывают» то или иное содержание в соответствии со своими задатками, способностями и склонностями.

Такой материал, безусловно, обогатит практику дошкольного образования и поможет педагогам других садов использовать накопленный опыт в работе. На базе нашего дошкольного образовательного учреждения многие годы проводятся семинары, «круглые столы», научно-практические конференции, курсы повышения квалификации для специалистов разных уровней системы дошкольного образования Москвы и других городов Российской Федерации, изданы научно-практические материалы по разным направлениям дошкольного образования, опубликованы статьи наших педагогов, подготовлены методические рекомендации по результатам исследований.