Адрес:
Телефоны:
Электронная почта:
Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 8
Телефон: +7 (495) 675-27-99
 
         

Семинар «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цель: обмен опытом с педагогами ЦИПР по теме «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ход семинара
1. Приветствие
2. Презентация по теме
3. Показ творческой выставки и родительских работ
4. Подведение итогов занятия.

 

Приветствие

Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать в нашем детском саду №1287. Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опыт в работе ЦИПР по теме  «Развития сенсорных способностей детей раннего возраста» на примере организованной  работы  с родителями.  Очень  надеемся, что наш семинар будет для вас не только интересен, но и полезен в  будущем в работе.

Блок 1

Наш ЦИПР

Для начала хотелось бы познакомить вас поближе с работой нашего Центра Игровой Поддержки Ребёнка.

Слайд 3

В ноябре 2011  года в нашем государственном бюджетном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 1287, был открыт Центр игровой поддержки ребенка для детей раннего возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Целью работы новой формы образования является развитие детей раннего возраста на основе использования современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Центр Игровой Поддержки Ребенка  является первой ступенью дошкольного образования. Именно здесь малыш приобретает первые социальные навыки, развивает свою познавательную деятельность, учится общению.

Коллектив нашего Центра:

Руководитель структурного подразделения - Муравьёва Наталия Николаевна
Со старшим воспитателем педагоги ЦИПР согласовывают не только организационные моменты, но и в целом тематическое и календарное планирование.

Педагог-психолог Бурмистрова С.В. проводит игровые сеансы с детьми, направленные на сенсорное, познавательное, эмоционально развитие. А также проводит консультации, семинары, лекции с родителями.

Воспитатель  Пирогова Е.А.  проводит занятия по продуктивной деятельности. На таких занятиях у детей развивается не только творческое мышление, но и способности к эстетическому восприятию.

Музыкальный руководитель Трещинская О.Н.

На музыкальных занятиях дети вместе с мамами учатся совершенствовать движения под музыку, знакомятся с шумовыми и музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель знакомит малышей с первыми театрализованными действиями и с разнообразными играми-забавами.

Воспитатель по ФИЗО Воробьёва Т.С.
Занятия направлены на общее физическое развитие ребенка: координацию движений, действий с предметами, развитие двигательной активности.

Слайд 4

Работа в Центре игровой поддержки ребенка осуществляется по программам «Первые шаги»  (Е.О. Смирнова, А.Н. Гализунова, С.Ю. Мещерякова и др.) и «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Особенностью центра игровой поддержки ребенка является то, что ребенок находится на игровых сеансах вместе с родителями. На наших занятиях мамы на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. На занятиях маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, обучающего его специальным приемам взаимодействия с ребенком.

Для родителей мы организуем:

- Консультации;
- Беседы;
- Семинары;
- Выставки/Конкурсы;
- Практические занятия.

Слайд 5

Одной из важных форм работы в ЦИПР является организация семейного клуба «Компетентный родитель». Цель нашего клуба является повышение познавательного уровня родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

Слайд 6

Игровые сеансы проводятся индивидуально и по подгруппам. Подгруппы состоят из 6 человек. Занятия проводятся совместно с мамами (или иными законными представителями) 2 раза в неделю. Каждая группа занимается 1 час и в течение этого часа проходят занятия: развивающее, музыкальное, занятие по двигательной активности, занятие на развитие творческих способностей (рисование/лепка/аппликация). Все сеансы строятся с учётом возрастных особенностей детей, с использованием разнообразных методик и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

В настоящее время ЦИПР посещают 26 детей

1 группа – от 1,2 до 1,5 
7 детей
2 группа – от 1,6 до 1,8
6 детей
3 группа – от 1,9 до 2
6 детей
4 группа – от 2 до 3
7 детей

Слайд 7

Материально-техническое обеспечение ЦИПР

Предметно-развивающая среда:
- игровые средства;
- дидактические материалы;
- развивающие пособия;
- психолого-педагогическое оборудование.

Помещения, отведенные для реализации деятельности нашего ЦИПР:
Две комнаты (раздевалка, игровая комната).

Слайд 8

Развивающие игровые сеансы с психологом включают в себя развитие сенсорных способностей (форма, цвет, размер, величина и т.д.); развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), развитие предметно-манипулятивной д-ти, развитие общения со сверстниками и т.д.

Занятия по художественно – эстетическому развитию с воспитателем включают в себя занятия лепкой из пластилина и теста. В ходе этих занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт.

Слайд 9

Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях приобщает детей к музыке, развивает эмоциональную отзывчивость, музыкальность. Дети с мамами учатся танцевать под музыку, знакомятся с музыкальными инструментами.  Водят хороводы, участвуют в играх-забавах.

Физкультурные занятия включают в себя игры, способствующие развитию двигательной активности у детей 1-3 лет (игры с мячом, с туннелями, с дорожками и т.д.)

Слайд 10

Творчество наших малышей. Занятия по лепке и рисованию чередуются. Тема творческих занятий связана с игровым сеансом.

Блок 2

Развитие сенсорных способностей у детей  раннего возраста в  ЦИПР

Приступит к рассмотрению важной части нашего семинара «Развитие сенсорных способностей у детей  раннего возраста в  ЦИПР»

Слайд 12

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 13

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие  у детей сенсорных процессов (зрительные, слуховые, тактильные, кинетические, кинестетические и другие виды ощущений и восприятий).
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Слайд 14

Значение сенсорного развития и воспитания
-Является основой для интеллектуального развития;
-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-Развивает наблюдательность;
-Является основой для развития воображения;
-Развивает внимание;
-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-Влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 15

Дидактические игры и игрушки для развития сенсорных способностей в ЦИПР
В игровой комнате ЦИПР есть дидактический стол с различным наполнением. Как видно на фотографиях игры есть разные: пирамидки, кубики, сортеры, картинки-вкладыши, стаканчики и т.д. Игры, подобранны с учтем возрастных особенностей детей и направлены на сенсорное развитие.

Слайд 16

Так же в игровой комнате есть шкаф также с различным дидактическим, музыкальным оснащением.

Слайд 17

Занятия по сенсорному развитию
Наши игровые занятия содержат в себе не только развитие сенсорных способностей, но в данном слайде подобраны фотографии с фрагментами сенсорных игр, направленных на развитие цветового восприятия, а также развитие тактильного восприятия.

Блок 3

Работа с родителями по сенсорному развитию и воспитанию детей  раннего возраста

Слайд 19

Основной блок нашего семинара это работа с родителями по сенсорному развитию и воспитанию детей  раннего возраста. В этой части я расскажу вам о работе с родителями, целью которой было не только просветить их в вопросах сенсорного развития, но и сделать этот познавательный процесс интересным для них.

Работа с родителями была организованна в следующих видах:

1. Для начала был подготовлен информационный материал по теме – памятки, папки-передвижки, брошюры и т.д.
2. Была составлена библиотека для родителей – книги по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста (на информационном стенде был вывешен список рекомендуемых книг, а также имеющиеся в наличии у психолога книги были выставлены на информационный стол).
3.Общая лекция – особенности  сенсорного развития детей раннего возраста.
4.Индивидуальные консультации – организация консультаций по инициативе родителя.
5.Встречи со специалистами - консультации с педагогами ЦИПР по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
6.Семинар-практикум – организация  сенсорного воспитания ребенка в семье.
7.Семейный конкурс – создание игр для сенсорного развития ребёнка своими руками.

Слайд 20

Информационный материал и Библиотека для родителей

Слайд 21

Общая лекция

Цель: просветить родителей в вопросах сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста.

Задачи:
- Рассказать о том, что такое сенсорное развитие и сенсорное воспитание;
- Выделить основные особенности сенсорного развития в раннем возрасте;
- Рассказать о педагогах и психологах, которые занимались и занимаются проблемами сенсорного развития;
- Ответить на вопросы родителей.

Слайд 22

Индивидуальные консультации и Встречи со специалистами проходят у нас каждую неделю по Вторник, Пятница - 13.30 - 14.30, а также консультации родители получают и на групповых игровых сеансах.

Слайд 23

Семинар-практикум «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

План семинара-практикума:

1)Рассказать о роли сенсорного развития для детей раннего возраста и взаимосвязь с умственным, физическим и эстетическим развитием;
2)Рассмотреть дидактические игры и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста;
3)Придумать из предложенных педагогом материалов, игры, игрушки и упражнения, способствующие сенсорному развитию в домашних условиях;
4)Раздать информационные памятки по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста;
5)Ответить на вопросы родителей по поводу развития и воспитания детей раннего возраста.

Слайд 24

На этом слайде вы можете увидеть, как проходил наш семинар.

Слайд 25

В этом году впервые состоялся конкурс в нашем Центре.

Конкурс "Лучшая игра для сенсорного развития своими руками".

Целью конкурса было активизировать творческие стороны наших родителей и заинтересовать их в вопросе сенсорного развития детей.
Каковы же условия конкурса?
"Лучшая игра для сенсорного развития своими руками"

Правила конкурса:
1) Сроки: 06.11.2012 - 23. 11. 2012
2) К участию в конкурсе допускаются работы, выполненные из любого материала, но связанные с сенсорным развитием! (картон, бумага, дерево, ткань и всё на что будет способна ваша фантазия!)
3) Работы должны быть сделаны своими руками.
4) Важно так же письменно описать, на что именно направлена игра и как именно в неё играть.
5) Все игры, сделанные своими руками будут опробованы на наших занятиях!
В нашем конкурсе приняли участие 9 родителей, что является очень хорошим показателем. Работы очень творческие, креативные в чём вы сможете убедится не только на фотографиях нашей презентации, но и подойдя после семинара к столу с играми конкурса.

Слайд 26

Позитивным окончанием длительного курса работы с родителями по вопросам сенсорного развития и воспитания стало награждение участников конкурса.

Итог

Центр Игровой Поддержки Ребёнка направлен в большей степени на работу с родителями, которая включает различные виды взаимодействия с ними. И самое важное в этой работе не просто дать знания, а показать родителям, что именно ОНИ  играют главную роль в педагогическом процессе развития и воспитания своего ребёнка.
На данный момент наш Центр с этой задачей справился. Родители, которые нас посещают, проявляют большой педагогический интерес, с удовольствием участвуют в лекциях, семинарах. Свободно консультируются, спрашивают советы, читают книги и статьи, которые рекомендуют наши педагоги.
В целом работу с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста можно считать успешно проведённой, но в дальнейшем будет продолжаться.

Спасибо за внимание!